Главная » Статьи » СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО » Конспекты уроков |
Разметка и запиливание шипа. Урок по столярному делу
Тема: «Разметка и запиливание шипа». Цель: 1. Ознакомить с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом. 2. Развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля в процессе выполнения практической деятельности. 3. Воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы. ХОД УРОКА I. Организационная часть Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя. II. Повторение пройденного материала • Что такое угловое серединное соединение брусков на сквозной шип? В чем его сущность? • От чего зависит прочность указанного соединения? • В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип? III. Сообщение материала урока Разметка шипа Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен. Изготовление шипа Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской. Последовательность операций при запиливании шипа: 1. Подготовить пилу к работе. 2. Закрепить брусок в зажиме верстака. 3. Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее). 4. Осторожно сделать первый короткий разрез. 5. Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа 6. Сделать такой же пропил с другой стороны шипа. 7. Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки. Спиливание щечек. Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна. При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа. Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип. Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное. Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак. IV. Практическая работа Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы. V. Подведение итогов урока Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения. Скачать конспект урока | |
Просмотров: 5070
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |