Главная » Статьи » ШВЕЙНОЕ ДЕЛО » Разное

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Тема: «Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества»

Цель: 1. Ознакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья; 2. Корригировать речь, логическое мышление на основе работы с тестом, наглядностью, образцами изделий; Развивать мелкую моторику рук, глазомер в процессе выполнения практической деятельности. 3. Воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость, любовь к труду. Дидактическое обеспечение: образцы изделий; коллекция тканей для работы; журналы; инструкция «Дополнительные цвета».

Оборудование: средства мультимедиа, ножницы, иглы, гладильная доска, утюг. Методы: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся. Ведущие понятия: “пэчворк”, “квилт”, декатировка, фактура ткани.

Ход занятия 1.Организационная часть. а) Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация знаний учащихся • Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия? • Какие виды рукоделия вам знакомы? • Как появилась лоскутная техника?

3. Основная часть

1. Сообщение нового материала

Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире. Лоскутная техника популярна у многих народов. Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

2.Доклады учащихся; демонстрация образцов

Ученик 1. Печворк . Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печ-уорк”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.

Ученик 2. Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы.

Ученик 3. Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Ученик 4. Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Материалы и приспособления для шитья

Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся так же: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: 1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус. 2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить. Зачем нужно стирать ткань? (Даёт усадку)

Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работ. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.

Раздать инструкцию: “дополнительные цвета”

Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.

• С какими видами переплетения вы уже ознакомились на уроках швейного дела? (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное). В лоскутной технике предпочтение отдаётся простым переплетениям. Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка. Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности. • Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

4. Практическая часть. Задание: «Составление эскиза прихватки». Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют рисунок, который состоит из квадратов одинаковой величины, но разных цветов. Можно использовать цветные квадратики из картона и собирать мозаичный рисунок.

Текущий инструктаж. Учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями. По завершении работы обязательно демонстрируются всему классу наиболее интересные рисунки прихваток.

5. Заключительная часть. 1.Вопросы для закрепления нового материала. -Для чего люди занимаются прикладным творчеством?

-Какие материалы используют для лоскутной пластики? -Как подготовить материал к работе?

6. Итог занятия. Проанализировать занятие, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления.

Категория: Разное | Добавил: swrt (13.12.2013)
Просмотров: 3568 | Рейтинг: 5.0/2
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
К сожалению, похожего ничего не нашлось!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]