Главная » Статьи » СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО » Конспекты уроков |
План -конспект урока Выжигание 5 класс
Тема: «Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины». Количество часов: 2 урока (90 мин.) Цель урока: 1. Ознакомить обучающихся с техникой «Пирография». Приобретение навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. 2. Корригировать логическое мышление на основе повторения пройденного материала. Развитие мелкой моторики, творческих способностей, аккуратности в процессе выполнения практической деятельности. 3. Воспитывать культуру труда; умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс. План урока: 1. Организационная часть 2. Повторение пройденного материала 3. Объяснение нового материала 4. Практическая работа: • Ознакомление с ходом работы • Текущий инструктаж и правила охраны труда • Самостоятельное выполнение задания учениками • Контроль, взаимоконтроль выполнения работы 5. Оценивание работы, отчет учащихся 6. Уборка класса, окончание урока Оборудование, материалы, инструменты: 1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук). 2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания. 3. Выжигательные аппараты. Ход урока: 1. Организационная часть. 1. проверка готовности; 2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. 2. Повторение пройденного материала. На прошлых занятиях вы подготовили работы (кухонные доски). Давайте, ребята, вспомним, из какого материала изготовлены работы? Из фанеры. Давайте вспомним последовательность изготовления кухонной доски. • Разметка формы доски по эскизу при помощи копировальной бумаги • Выпиливание доски по контуру при помощи ручного лобзика • Сверление и пиление отверстия в ручке доски • Шлифование поверхности и кромок доски Какие инструменты и приспособления использовались в работе? Сегодня на уроке мы поучимся работать с выжигательным аппаратом. 3. Объяснение нового материала. Выжигание (пирография) – один из самых простых и доступных способов художественной обработки древесины. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые деревянные изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции. Выжигание по дереву освоено людьми уже очень давно. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный металлические стержни, которые накаливали докрасна на огне, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, древесно-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся. С приходом в жизнь человека электричества появились первые электрические приборы для выжигания. - строение электровыжигателя - действие электровыжигателя • Последовательность работы: На прошлых занятиях вы подготовили работы (кухонные доски): Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом. В выжигании по дереву существуют определённые правила. -Для выжигания лучше всего подходят мягкие породы древесины – тополь, ольха, липа, а также березовая фанера. -Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и желательно без сучков Перед выжиганием деталь хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится Первоначально поверхность заготовки шлифуют наждачной бумагой Перед началом работы с электровыжигателем требуется сделать на изделии набросок будущей картинки. Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование. • Способы выжигания. В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному). Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых), или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины. Сначала выжигают внешний контур, а затем переходят к внутренним элементам o Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии. o Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона. o Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона. Завершающим этапом является отделка изделия лаком. 4. Практическая работа • Перевод рисунка на изделие. • Выжигание по контуру. 1. Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд) 2. Приступаем к практическому выполнению задания. 1. Расположить электровыжигатель со стороны рабочей руки и включить в сеть. 2. Установить изделие на расстоянии 35 см от глаз. 3. Держать ручку нагревателя как обычный пишущий предмет, опираясь локтем на стол. 4. Оформить сначала внешние контуры, затем внутренние. 5. Каждые 10-15 минут нужно отключать электроприбор, давая остыть. 6. Оберегать руки и одежду от раскаленного наконечника. Приступаем к выжиганию. Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль. 4. Оценивание качества. Подведение итогов. Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор. 5. Уборка мастерской. Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом. На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях ПТО, ИЗО. Скачать конспект урока Выжигание 5 класс (+презентация) | |
Просмотров: 1719
| Теги: |