Главная » Файлы » ГЛАВНАЯ » Главная

Самоанализ учителя технологии столярного дела

14.01.2012, 15:53
Самоанализ
Яковеня Сергея Викторовича,
учителя технологии столярного дела
областного государственного образовательного казенного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья п. Целинные Земли

2011г.


Самоанализ учителя технологии столярного дела специальной (коррекционной) школы-интерната п. Целинные Земли Яковеня Сергея Викторовича.

Имею среднее специальное образование, в 2001 году закончил Тулунский педагогический колледж, получив квалификацию учитель по специальности изобразительное искусство и черчение. С 2001 года работаю в специальной (коррекционной) школе-интернате п. Целинные Земли. Общий педагогический стаж работы – 10 лет, в данном учреждении -10 лет, в данной должности – 8 лет. В феврале 2007 года присвоена II квалификационная категория.

Моё кредо: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».
Основной целью моей педагогической деятельности в процессе обучения детей столярному делу является коррекция и социальная адаптация учащихся, социализация выпускников в обществе после окончания школы.
Главными задачами урока являются:
• овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков;
• воспитание общей готовности к труду;
• формирование коммуникативной активности;
• подготовка работников физического труда, способствующая успешной адаптации учащихся в социуме.

Проработав в школе несколько лет, я выявил негативную тенденцию - снижение интереса к учебной деятельности у большинства учащихся. Особенно остро это проявляется на уроках с преобладанием теоретических сведений. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках через использование ИКТ, что в свою очередь отразилось в теме моего самообразования: «Коррекция и формирование познавательных интересов учащихся на уроках через использование ИКТ».
Для решения этой проблемы мною были поставлены следующие задачи:
• Повышение интереса учащихся к предмету
• Обеспечение качества усвоения знаний
• Развитие общеучебных умений и навыков
• Содействие развитию ИКТ-компетентности
• Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Внедрение в свою работу информационно-коммуникационных технологий имело ряд затруднений. Мультимедийные учебные комплексы по технологии для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. За неимением готовых электронных учебников, технологических карт и вообще какого-либо программного обеспечения для коррекционных школ приходилось самостоятельно разрабатывать и адаптировать пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовлю в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. С целью контроля знаний создаю и использую различные тестовые системы. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и мне, как учителю, быстро оценить знания по пройденной теме. От учителя компьютер выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.
Табличные процессоры или электронные таблицы использую, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, создаю графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели. Созданные в Excel и интегрированные в Power Point кроссворды с наложением анимации перестают быть статичной картинкой и способствуют развитию познавательной активности учащихся.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как столярное дело. Преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных средств обучения. Обучение труду требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.
С помощью программы Power Point создаю презентации уроков, мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих работ. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навыки, полученные на факультативе «Основы компьютерной грамотности». Использование презентации в качестве наглядного пособия позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Презентация использую в различных учебных ситуациях: в процессе сообщении теоретических и технико-технологических сведений, при обобщении и закреплении пройденного материала. Демонстрацию мультимедийного пособия обязательно сочетаю с анализом наглядного образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях, образцами поузловой обработки и т.п. Использование такого методического приёма позволяет задействовать работу различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Темп предъявления информации с экрана устанавливаю в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность многократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Используя электронное пособие с текстовым материалом, отрабатываю с детьми основные технологические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники пополняют свой словарный запас.
При объяснении нового материала, не вывожу на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предлагаю учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.
Разнообразную работу по содержанию мультимедийной презентации провожу и после её просмотра: описание по памяти понравившегося слайда; составление вопросов к отдельным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом я организую единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках технологии позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал, мотивацию, интерес к предмету, что положительно сказалось на успеваемости учащихся.


По итогам ГИА в 2008-2009 учебном году по моему предмету средний бал составил 4,2; 2010-2011 4,4.


Вывод:
Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
• Экономию времени при объяснении нового материала;
• Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
• Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
• Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
• Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
• Вариативность в работе учителя

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся мной методически грамотно, повысили познавательную активность учащихся, помогли создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале что, привело к повышению эффективности обучения.
Не смотря на внедрение новых технологий в образовательный процесс, на уроках я активно использую и традиционные, зарекомендовавшие себя формы обучения, которые помогают добиться хороших результатов. В своей работе использую систему по организации обучения столярному делу детей с интеллектуальным недоразвитием, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
По программе В.В. Воронковой, разработал рабочую программу профессионально - трудового обучения по профилю «Столярное дело» для 5-9 классов с учётом специфики учреждения и психофизических особенностей каждого классного коллектива.
Успешному усвоению программного материала способствует современно оборудованная мастерская, в которой дети чувствуют себя комфортно, с удовольствием в ней занимаются. Систематически уделяю внимание эстетике кабинета и созданию творческой лаборатории, которая постоянно пополняется и обновляется учебным и дидактическим материалом с учетом содержания образовательной программы и возраста воспитанников. Создана и систематизирована база дидактического материала в электронном виде для демонстрации средствами мультимедиа (презентации уроков и внеклассных мероприятий, контрольные тесты, анимированные кроссворды, технологические карты). Наглядные пособия систематизируются по разделам программы и используются на различных этапах обучения (при объяснении нового материала, на этапах закрепления и повторения).
Большое значение в учебно-воспитательном процессе уделяю здоровьесберегающим технологиям. Обращаю особое внимание на такие критерии здоровьесбережения, как обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, место и длительность применения ТСО, наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, психологический климат на уроке, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они были интересны по содержанию, эффективны, оснащались инструкционными технологическими картами, дидактическим материалом, образцами работ, что помогает учащимся активно включаться в учебную деятельность. На уроках использую межпредметные связи, провожу индивидуальную и дифференцированную работу с детьми, расширяю и обогащаю их активный словарь, учу трудолюбию и настойчивости. Регулярно обсуждаю совместно с детьми рабочие ситуации, оставляя за учениками право самостоятельно принимать решения, создаю условия для развития общей культуры личности.
В процессе урока развиваю и корригирую основные психические функции воспитанников, создаю коррекционную направленность уроков. При выполнении практических заданий в группах и звеньях комплектую их так, чтобы занятия проходили с наибольшей отдачей и оптимальной нагрузкой на ученика. Для этого формирую подгруппы в зависимости от интеллектуальных особенностей и возможностей учащихся. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни. Практически все мои выпускники в дальнейшем продолжают своё обучение в системе НПО.
Большое внимание уделяю внеурочной деятельности. С целью повышения мотивации к изучению предмета ежегодной традицией стало проведение предметной недели профессионально-трудового обучения, в рамках которой организуются: конкурс профессионального мастерства «Столяр»; выставки-продажи творческих работ учащихся.
Ежегодно творческие работы ребят участвуют в школьных и районных выставках ДПИ и становятся их лауреатами. В каникулярное время совместно с ребятами занимаемся ремонтом школьной мебели и надворных построек, выполняем заказы школы: изготавливаем уборочный инвентарь, детские игрушки, разделочные доски для столовой и т.п.

В своей педагогической деятельности стремлюсь совершенствовать свой профессиональный уровень средством самообразования. Регулярно изучаю научно методические издания, психолого-педагогическую литературу, знакомлюсь с разработками коллег на образовательных сайтах.
С целью повышения квалификации в межатестационный период мною пройдены следующие курсы:
• 2009 год, «Современные технологии в области педагогики и специальной психологии», Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «ВСГАО»(72 ч).
Являюсь секретарём ШМО учителей профессионально-трудового обучения, принимаю активное участие в его работе.
Обобщаю свой опыт работы по темам самообразования :
2008 -2009уч. год: выступил с докладам «Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии».
2009-2010 уч. год: на педагогическом совете обобщил свой опыт работы по теме самообразования : «Личностно-ориентированный подход в образовательной технологии»; провёл презентацию портфолио.
2010-2011 уч год: в рамках семинара для учителей технологии школ Тулунского района провёл открытый урок «Построение орнамента геометрической резьбы по дереву с применением ИКТ».

Ежегодно даю открытые уроки. Так в рамках школьного конкурса «Учитель 2011года» провёл урок в 8 классе по теме «Виды ручного электроинструмента», который был отмечен грамотой как самый инновационный урок. По итогам конкурса занял 3 место.
Моя работа отмечена грамотами учреждения и районного отдела образования.

Учитель С.В.Яковеня

Директор школы Л.А.Карасёва
Категория: Главная | Добавил: swrt | Теги: самоанализ
Просмотров: 13821 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]